Настройки
Аудиторская палата
Главная / Публикации
Публикации
05.06.2020

Качество аудиторских услуг: национальные правила и международные стандарты

Экономическая газета 05.06.2020

Автор публикации: беседовала Ирина Клезович

На вопросы редакции о критериях оценки качества аудиторских услуг как со стороны заказчиков, так и регулятора, в т.ч. Аудиторской палаты, с учетом введенных в действие международных стандартов ответила Светлана ЛУЗГИНА, консультант отдела аттестации и контроля управления регулирования аудиторской деятельности Минфина.

С 1 июля 2020 г. вступает в силу постановление Совмина от 25.05.2020 № 308 «О введении в действие на территории Республики Беларусь международных стандартов аудиторской деятельности». Соответственно оказание аудиторских услуг будет регулироваться не только национальными правилами аудиторской деятельности, но и международными стандартами.

– Заказчики работ, услуг желают получить качественный результат от исполнителя. Аудит – не исключение. Что же такое качественный аудит?

– Качественный аудит – сложное и многогранное понятие.

Совет по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность, разработал Концепцию качества аудита (далее – Концепция качества).

Она включает элементы, обеспечивающие необходимые условия для максимальной вероятности проведения качественного аудита на постоянной основе, к которым относятся:

исходные (обеспечение аудиторами соблюдения ценностей, этических норм, наличие достаточных знаний и опыта, времени для выполнения работы);
процесс (строгое соблюдение аудиторских процедур и процедур внутренней оценки качества);
результаты (своевременные и полезные аудиторские отчеты);
взаимодействие (надлежащее взаимодействие между заинтересованными сторонами: аудитором, руководством клиента, пользователями отчетности, регулятором);

внешняя среда (соблюдение соответствующих законов и нормативных актов, актов локального корпоративного управления, способных повлиять на характер и качество бухгалтерской и (или) финансовой отчетности (далее – отчетность), а значит, прямо или косвенно на качество аудита).

Обеспечив совокупность мер и конкретных процедур, направленных на выполнение всех элементов, аудитор может быть убежден, что оказываемые им услуги – качественные.

Концепция качества заложена в основу и национальных правил, и международных стандартов аудиторской деятельности.

– Это убеждения аудитора. А как убедиться заказчику, что аудиторские услуги оказаны качественно?

– Детально оценить качество аудита заказчик не сможет, т.к. большинство элементов Концепции качества реализуется на внутрифирменном уровне, и оценивать качество работы аудиторов может только Аудиторская палата в соответствии с Инструкцией о принципах осуществления аудиторской палатой внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, утв. постановлением Минфина от 18.10.2019 № 59 (далее – постановление № 59).

Но меры профилактического характера предпринять возможно.

– Какие профилактические меры следует предпринять клиенту?

– Главное для заказчика услуг – это серьезно подойти к выбору аудитора. Ранее на страницах «ЭГ» мы уже об этом подробно говорили («ЭГ» № 83 от 05.11.2019 «Как не ошибиться при выборе аудитора»).

Рекомендую также предпринять следующие меры:

руководствоваться при закупках аудиторских услуг постановлением Совмина от 28.12.2019 № 936 «О вопросах закупок товаров (работ, услуг), аттестации и подтверждения квалификации аудиторов», которое является обязательным для определенных организаций с 01.01.2020, и методическими рекомендациями Аудиторской палаты по оценке и сравнению предложений участников закупок, включая формирование нестоимостных критериев оценки участников (в настоящее время находятся на согласовании с наблюдательным советом по аудиторской деятельности; срок согласования – до 01.07.2020; после прохождения процедуры согласования будут размещены в открытом доступе на официальном сайте Аудиторской палаты);
согласовать с аудитором период и сроки проведения аудита;
назначить сотрудника, ответственного за коммуникацию с аудитором, предварительно ознакомив его с общими подходами к аудиту;
регулярно получать от данного сотрудника либо напрямую от аудитора информацию о стадии выполнения работ;
• перед началом оказания услуг получить от исполнителя информацию об общей стратегии аудита, включая установленный уровень существенности;
обсудить с аудитором вопросы учета, требующие пристального внимания и более детальной проверки;
проинформировать аудитора об организации внутренней контрольной среды;
определить неэффективные либо неуместные средства контроля в значимых областях учета, требующие более детальных аудиторских процедур;
провести встречу (очно или заочно) с аудитором по окончании работ (до получения отчета по результатам аудита), поинтересоваться объемом проделанной работы и трудностями, с которыми столкнулся аудитор;
внимательно читать отчет по результатам аудита на стадии согласования, задавать вопросы и т.д.

Обратите внимание, что у заказчиков услуг существуют и обязанности:

не вмешиваться в процесс оказания аудиторских услуг;
не предпринимать действий, направленных на сокрытие (ограничение доступа) информации, запрашиваемой аудитором, при этом наличие в ней сведений, составляющих коммерческую тайну, не может являться основанием для отказа в ее предоставлении.

– В методических рекомендациях Аудиторской палаты по оценке и сравнению предложений участников закупок, в частности, уделено внимание формированию нестоимостных критериев оценки. На рынке ключевым критерием при выборе исполнителя для многих заказчиков все-таки пока остается цена. Низкая цена на аудит влияет на качество оказанных услуг? Может ли исполнитель снижать цену за счет сокращения аудиторских процедур?

– В соответствии со ст. 15 Закона от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» аудитор обязан качественно оказывать аудиторские и профессиональные услуги и, следовательно, выполнить все необходимые аудиторские процедуры должным образом, и это никак не связано с ценой за услуги по договору.

Если аудитор сознательно заключает договор с низкой стоимостью услуг, понимая, что цена услуг не компенсирует расходы на выполнение аудита, здесь возможно два варианта последствий.

Первый вариант: аудитор осознает финансовый результат от оказания услуг по договору (убыток), выполняет работы должным образом, соблюдая законодательство об аудиторской деятельности, сохраняет свою репутацию, успешно проходит внешнюю оценку качества, которая будет проводиться Аудиторской палатой, и продолжает заниматься аудиторской деятельностью.

Второй вариант: аудитор сознательно ищет маневры по сокращению своих затрат на выполнение работ для получения прибыли по результатам оказания услуг, сознательно не выполняет все или некоторые аудиторские процедуры и (или) процедуры внутренней оценки качества аудита, тем самым нарушая требования законодательства об аудиторской деятельности.

По результатам внешней оценки качества Аудиторской палатой деятельность такого аудитора может быть приостановлена либо он будет исключен из аудиторского реестра и в дальнейшем не сможет оказывать аудиторские услуги на территории РБ.

Справочно: поскольку осуществление профессиональной внешней оценки качества работы аудиторов возложено на Аудиторскую палату, именно с целью объективной и справедливой оценки качества к членам ее правления выдвигались требования соответствия определенным квалификациям и наличию определенного опыта.

– То есть внешняя оценка качества будет проводиться опытными квалифицированными специалистами, которые и оценят качество оказанных услуг. Какие доказательства Аудиторской палате должны предоставить аудиторы для подтверждения качества своей работы, чтобы не лишиться возможности в дальнейшем оказывать аудиторские услуги?

Самые важные доказательства – это рабочие документы, оформленные на должном уровне.

То есть выполняя аудиторские процедуры в ходе оказания услуг, аудиторы должны оформить рабочие документы так, чтобы любому проверяющему было понятно:

• что аудировалось;
• почему;
• каким образом (какая аудиторская процедура выполнялась, как осуществлялись выборки элементов к тестированию);
• что обнаружено;
• какие сделаны выводы;
• какие приняты решения.

Справочно: требования к составлению рабочей документации в связи с проведением аудита установлены национальными правилами аудиторской деятельности «Документирование аудита», утв. постановлением Минфина от 04.08.2020 № 81 (НПАД). Изъятие рабочей документации у аудитора может производиться только уполномоченными органами в случаях и порядке, установленных законодательством.

Предоставление аудиторской рабочей документации заказчику по его требованию законодательством не установлено. Это внутренние документы аудитора.

– Какие рабочие документы можно считать оформленными на должном уровне? Приведите несколько примеров?

– Например, рабочие документы по результатам аудита резерва по сомнительным долгам содержат вывод о том, что в ходе аудита резерва по сомнительным долгам существенных ошибок не обнаружено.

При этом нет:

• аналитических данных клиента по анализу дебиторов;
• пересчета суммы резерва по алгоритму, утвержденному в учетной политике;
• аудиторских процедур, направленных на подтверждение полноты созданного резерва;
• документального подтверждения дебиторами существенных сумм задолженности;
• аудиторских процедур, направленных на подтверждение сроков просрочки дебиторской задолженности, и т.п.

Такие рабочие документы, безусловно, вызывают сомнение, что аудит данной статьи отчетности проводился.

Рабочая документация в ходе аудита, не составленная или составленная в объеме, форме и содержании, не позволяющих понять проделанную работу, обоснованность сделанных выводов, принятых решений и сформированного аудиторского мнения, – это грубое нарушение (абз. 8 ч. 2 п. 51 постановления № 59).

Или, например, в качестве доказательства проведения аудита основных средств представлен рабочий документ, в котором указан неверный аудируемый период, итоговая сумма аналитических и (или) синтетических данных учета не совпадает с показателем аудируемой отчетности, выбор объектов для выполнения аудиторских процедур, направленных на подтверждение их стоимости и физического наличия, не обоснован, выявленные ошибки не прокомментированы и не отражены в отчете по результатам аудита либо в своде неисправленных искажений и т.п.

Такой рабочий документ, безусловно, не позволяет понять проделанную работу аудитором (грубое нарушение) и свидетельствует о некачественном аудите статьи отчетности либо вообще об отсутствии процедуры аудита основных средств.

Еще один пример: в ходе внешней оценки установлено, что рабочие документы подготовлены после даты выпуска аудиторского заключения.

Возможностей доказать данный факт достаточно – от прямых до совокупности косвенных доказательств:

• дата создания электронного файла и/или его автор;
• дата получения исходной информации от клиента;
• несовпадение выводов в рабочем документе с информацией в отчете по результатам аудита либо аудиторском заключении;
• отсутствие информации о совокупных данных, из которых производилась выборка;
• необоснованный объем выборки, несоответствие результатов выборки методу отбора;
• «недооформленность» рабочего документа в связи с прерыванием связи с клиентом или увольнением аудитора;
• опрос заказчика и т.п.

В совокупности данные факты могут свидетельствовать о том, что аудиторское заключение заведомо выпущено до завершения процесса получения аудиторских доказательств. Это грубое нарушение требований законодательства об аудиторской деятельности (абз. 4 ч. 2 п. 51 постановления № 59).

Справочно: разрешенные действия на заключительном этапе подготовки рабочей документации в течение 60 дней с даты под писания аудиторского заключения установлены п. 18 НПАД.

Если рабочие документы дополнялись либо изменялись, необходимо задокументировать (п. 20 НПАД):

• причины изменения или дополнения рабочей документации;
• влияние этих изменений на аудиторские выводы по данному аудиту;
• кто и когда внес изменения в рабочую документацию, а также кто и когда их проверил.

– Мы остановились на внешней оценке качества. Но законодательство требует проведения и внутренней оценки и ее документирования, которое также попадет под при стальное внимание Аудиторской палаты. Как надлежаще оформить документ, подтверждающий проведение внутренней оценки качества?

– Например, в правиле внутренней оценки качества написано, что все аудиторские задания в отношении общественно значимых клиентов до момента выпуска аудиторского заключения проверяются независимым аудитором, не принимавшим участие в аудите.

При этом в качестве аргумента представляется лишь подпись независимого аудитора в копии отчета по результатам аудита либо утверждение о проведении дополнительной проверки качества выполненной работы одним предложением в отдельном документе без документирования процедуры проведения проверки.

Такое оформление внутренней оценки качества работы не доказывает факта того, что независимый аудитор осуществлял дополнительный контроль и убедился в достаточности полученных аудиторских доказательств аудиторами, выполнявшими аудиторское задание.

Для убеждения в качественной работе на уровне аудиторской организации необходимо четкое системное представление внутренних правил аудиторской деятельности и процедур к ним с документальным подтверждением их выполнения.

– Обеспечение элементов Концепции качества и оформление должным образом рабочей документации имеет отношение ко всем аудиторам, оказывающим услуги?

– Да, конечно. И аудиторские организации, и аудиторы, осуществляющие деятельность в качестве ИП (далее – аудиторы), в равной степени должны соблюдать законодательство об аудиторской деятельности.

Основной задачей Аудиторской палаты, членами которой являются все аудиторы, осуществляющие аудиторскую деятельность, является создание условий для профессиональной деятельности ее членов.

К списку