Экономическая газета 06.03.2020
Автор публикации: Ирина Клезович
В России внешний контроль качества работы аудиторских организаций осуществляется с 2012 года. В рамках заседания российские коллеги представили свой практический опыт в этой сфере, поделились планами на перспективу до 2024 года.
Уже накопленный российский опыт в той или иной форме будет учтен и, вполне вероятно, использован в нашей стране.
Кто проверяет
В России внешний контроль качества осуществляют два органа: Федеральное казначейство и Саморегулируемые организации аудиторов (СРОА), с февраля 2020 г. в России действует одна СРОА (ранее было несколько).
Казначейство контролирует аудиторские организации, проводящие обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно-значимых субъектов хозяйствования, т.е. юридических лиц, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам; кредитных и страховых организаций; государственных корпораций, государственных компаний и т.д.
Внешний контроль качества иных субъектов аудиторской деятельности – аудиторов осуществляет СРОА.
Кого и почему проверяют
Планы проверок внешнего контроля качества аудиторских организаций на год утверждаются Федеральным казначейством и его территориальными органами и размещаются на их официальных сайтах.
Включение аудиторских организаций в план проверок проводится исходя из величины уровня риска, рассчитанной с помощью риск-ориентированной модели.
В качестве критериев риска в т.ч. оценивают:
– наличие жалоб и обращений в казначейство о нарушениях аудиторской организацией действующего законодательства РФ, в т.ч. в сфере ПОД/ФТ;
– наличие сведений, порочащих безупречную деловую репутацию аудиторской организации;
– наличие фактов выдачи аудиторской организацией аудиторского заключения, признанного впоследствии судом заведомо ложным;
– наличие в составе учредителей (участников) аудиторской организации физических лиц – нерезидентов РФ, юридических лиц, зарегистрированных за пределами РФ;
– наличие у бенефициарных владельцев и лиц, контролирующих деятельность аудиторской организации, неснятой (непогашенной) судимости по экономическим преступлениям и др.
– правила внутреннего контроля качества (исполнение норм законодательства в сфере аудиторской деятельности, численность и профессиональный уровень аудиторов, порядок выплат и размер вознаграждения);
– эффективность организации внутреннего контроля качества (цели проведения аудита и документальное оформление сведений, подтверждающих аудиторское мнение; планирование аудита, форма и содержание заключения; концепция существенности и аудиторский риск Контроль качества; связанные стороны; события после отчетной даты и непрерывность деятельности; соблюдение клиентами требований законодательства);
– достоверность отчетности (достоверность сведений об отчетности аудиторской организации).
По результатам проверки
– о соответствии качества работы аудитора требованиям законодательства;
– об обеспечении системы контроля качества работы аудитора уверенности в проведении аудита в соответствии с требованиями законодательства.
– предупреждение о недопустимости нарушения требований национального законодательства и международных стандартов;
– предписание, обязывающее устранить выявленные по результатам внешних проверок нарушения;
– предписание в СРОА о приостановлении членства аудитора;
– предписание в СРОА об исключении сведений аудитора из СРОА;
– привлечение к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.
* * *
В РФ разработан Классификатор нарушений и недостатков, выявляемых в ходе внешнего контроля качества аудиторов, призванный обеспечить единообразный подход при осуществлении надзора за аудиторской деятельностью Казначейством и СРОА.
Все нарушения классифицируются как грубые, существенные неустранимые, существенные устранимые, несущественные и иные.
При Федеральном казначействе создана Контрольная комиссия по рассмотрению результатов проверок, к функциям которой относятся:
– рассмотрение актов проверок, а также иных материалов, являющихся результатами проведения проверок;
– рассмотрение предложений по принятию решений о мерах воздействия, применяемых по результатам проверок;
– рассмотрение жалоб на решения территориальных органов Казначейства о применении мер воздействия.
Ежегодно проводится обобщение и анализ правоприменительной практики Федерального казначейства по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, результаты которого размещаются в открытом доступе на официальном сайте Федерального казначейства.
Внедрение мирового опыта в РФ
С учетом общемировых тенденций разработаны Основные направления совершенствования внешнего контроля качества работы аудиторских организаций в РФ на 2020–2024 гг.
В частности, предусмотрены:
– своевременная актуализация Классификатора нарушений и недостатков, выявляемых в ходе внешнего контроля качества;
– обеспечение применения эффективных и соразмерных мер ответственности как реакции на недобросовестные действия аудиторов;
– повышение значимости репутационных факторов при оценке работы аудиторов, в частности, анализ соблюдения требований безупречной деловой репутации и Кодекса профессиональной этики, а также раскрытие соответствующей информации на официальном сайте Казначейства России;
– совершенствование института признания аудиторских заключений заведомо ложными, а также разработка процедуры признания аудиторских заключений ненадлежащими в обстоятельствах согласно стандартам аудиторской деятельности;
– введение административной ответственности аудиторов за грубые нарушения законодательства РФ об аудиторской деятельности;
– совершенствование механизма уголовной ответственности за преступления в сфере аудиторской деятельности, предусматривающего подготовку предложений в УК РФ в части ответственности за выдачу заведомо ложного аудиторского заключения;
– увеличение объема информации, раскрываемой по результатам контрольных мероприятий, публикуемой Федеральным казначейством на официальном сайте.